Пермь — город промышленный и на его территории много заводов различной направленности. Сегодня наш герой — завод имени Дзержинского.
Завод имени Дзержинского в Перми
История его началась давно, ещё в девятнадцатом веке. Отцом основателем стал англичанин по происхождению Гуллет Герберт. Изначально в этой местности были механические мастерские.
Мастерские выкупил в этом же году Эдвард Тет, земляк Гуллета. И здесь начали производить речные суда. Цех по тем временам был внушительный и предприятие быстро росло.
На производстве работало больше ста человек различных профессий. От кузнецов до слесарей. Спустя шесть лет на заводе трудилась чуть ли не половина рабочего населения.
Пожар
В 1870 году случился пожар. И уже в 1876 году собственником завода стал Иван Любимов, известный купец. На заводе продолжили выпускать пароходы.
Здесь же открылась фабрика, на которой производили канаты, использовавшиеся для пришвартовывания судов на берегу рек. За два десятка лет было выпущено около 50 пароходов.
В конце 19 века владелец завода скончался и предприятие уже не справлялось с возросшей конкуренцией. И производило только ремонт речных судов.
В 1911 году наследники продают завод городскому управлению. Спустя три года предприятие выкупает Лесснер Г.А, выходец из Петрограда. Завод выпускает продукцию для военных целей.
Оборона
Набрали специалистов с высокой квалификацией для выполнения государственных заказов. Началось производство трубок-взрывателей для снарядов и точных инструментов.
На территории завода были также мастерские авторемонта, в 20-х годах прошлого века здесь временно находилась фабрика Гознака. Затем производили молочные сепараторы.
И завод назывался «Уралсепаратор». И уже с 1926 года завод назвали в честь Дзержинского Феликса Эдмундовича. В 1930-х на заводе начали выпускать металлорежущие станки.
Затем малоочистительные сепараторы мотопилы. В военные годы предприятие обслуживало оборону. Третья часть всех взрывателей, поступающих на фронт производилось именно на этом заводе.
После войны продукция сменилась — мотолебёдки, насосы, оборудование для медицины и прочее. В 2006 году завод Дзержинского обанкротился и предприятие пришло в упадок.
Банкротство
Работники не получают зарплату и напряженная обстановка царит и по сей день. Однажды мы там побывали и то, что там увидели восторга не принесло.
Здания явно требуют реконструкции и территория некогда великого завода, получившего орден Ленина находится в разрушенном состоянии. На фасадах облупилась краска и штукатурка.
Помещения и вовсе выглядят уныло, хаос, бардак и разруха. Выглядит всё очень печально и прискорбно. Что будет дальше, неизвестно. Несколько месяцев спустя мы ездили в гости к хорошему знакомому.
Рабочая высота
На чердаке дома нашли старую книгу под названием «Рабочая высота», автор Иван Ежиков. Пермское книжное издательство, от 1984 года. Книга повествует о жизни рабочего коллектива.
Предприятия, которое когда-то было единственным в стране, выпускающим мотопилы, освоившим молочные и маслоочистительные сепараторы.
И внёсшим огромный вклад в победу над фашисткой Германией. Среди работников было два героя Советского Союза и четыре героя соцтруда. В книге много чёрно-белых и цветных иллюстраций.
На которых по событиям можно проследить весь путь становления завода, выпускаемую продукцию, обстановку внутри цехов, различные мероприятия и многое другое.
Спасибо!!! Так уж получилось, но мне пришлось жить в Перми, точнее на Гайве в 51-54 году. Мама родом из Пермской области (тогда ещё). В то время говорили, что на Дзержинского делали орудия (пушки???) и делались как бы контрольные выстрелы на полигон правого берега Камы. Выстрелы сам слышал… А вот, что-то засомневался по поводу завода-изготовителя? Может люди путали Дзержинского с Мотовилихой??? Родственники работавшие на Дзержинского называли его очень военным?! Что Вы по этому поводу можете сказать?! Конечно не здесь, а на почту… Спасибо!!!