Пермский звериный стиль представляет собой искусство металлического литья. В основе сюжетов которого образы различных животных — лоси, олени, хищные птицы, кони, медведи.
Истоки
Водоплавающие птицы, соболи, фантастические животные. Также солярные знаки (схематичные знаки солнца), многофигурные бляхи — всё это пермский звериный стиль. Обо всех поговорим чуть ниже.
В прошлой статье я писал, что мы посещали пермский краеведческий музей. Там представлены экспозиции пермского звериного стиля. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры был расцвет этого искусства.
Истоками считают каменный век, когда человек осуществил первые попытки отражения окружающего мира. В ранних произведениях можно встретить образы различных животных.
Древний человек верил в связь людей с животными и превращал их в тотемы. Самыми распространенными изображениями животных в сюжетах пермского звериного стиля являются лось, конь, медведь.
Принадлежность человека к определенному роду выражалась в амулетах и символах животных местной фауны. Искусство народов Передней Азии, Сибири, Алтая скифо-сармат оказало определенное влияние.
Ближе всего пермский стиль относится к урало-сибирскому варианту. Отличается лишь широким распространением многофигурных композиций.
Состоящих из изображений человека и животных, стоящих на ящере. Композиции олицетворяют представления древних финно-угорских племён о вселенной.
Которая в их понимании выглядела как мировое древо, состоящее из трёх вертикальных ярусов. Нижний олицетворяли норные и водные животные.
Средний — наземные животные и люди. Верхний — солярные знаки, птицы. Самым популярным зооантропоморфным (перенесение человеческого образа, свойств на животное) изображением был человеколось.
Изготавливали изделия по разному. Процарапывание, гравировка рисунка; двустороннее, одностороннее, объемное или плоское литье. На поверхность заготовки также напаивали отдельные части.
Многие предметы пермского звериного стиля имели культовый характер. Все остальные защищали от злых духов. Использовали в качестве украшений.
Браслеты, поясные застёжки; пронизки — продырявленные бусины, стеклярусы, камешки, стекляшки для украшения наряда. БОльшая часть предметов пермского звериного стиля находится в составе археологических коллекций пермских музеев.
Вызывают неподдельный интерес у гостей Пермского края, жителей Перми. Являются атрибутами фирменного стиля учреждений и предприятий. Источником вдохновения для творческих личностей. Полем для научных публикаций, исследований.
Солярные знаки
Начиная с бронзового века символами солнца были спирали, круги, кресты, колеса. Больше всего эти символы характерны для бронзовых украшений, амулетов-оберегов.
В прикамских костюмах 7-9 веков нашей эры использовались колесовидные подвески. На внешних краях круга были выступы полукруглой формы.
В центре округлая выпуклость. Солярные знаки в большинстве случаев были похожи на круг с вписанным в него крестом.
Медведи
Самый любимый мотив в пермском зверином стиле могучий медведь. Основой были полукруглые, прямоугольные бляхи. На них было изображения медведя в жертвенной позе.
Между передними лапами лежала голова с рельефными ушами, выразительными глазами. Зауральские племена в 19 веке с традиционным образом жизни проводили праздник.
На котором происходил обряд поклонения медведю. На особый помост помещали шкуру медведя с лапами и головой точно в такой же позе, как на бляхах.
Изображения медведя были на пронизках — прорезных фигурках на костюме. Свидетельством культа медведя является дошедший до наших времён коми-пермяцкий эпос о Кудым-Оше.
Его мать была женщиной, отец медведем. Кудым-Ош справедливый, добродушный. Обучал людей, как добывать огонь, строить избы, плавить металл.
Во втором тысячелетии изображение медведя исчезло с культовых предметов. И стало чаще появляться на обычных украшениях — поясных пряжках, подвесках, металлических ложках.
Водоплавающие птицы
Изготавливали полым литьём на подвесках, пронизках. Древний культ водоплавающей птицы берет истоки с эпохи неолита, прочно связан с тотемами.
Коми-пермяцкие предания, легенды связаны с лебедем «юсь». Птица священная, его нельзя было убивать, использовать в пищу. Почитаема была и утка.
Родовой коллектив олицетворял знак собственности в Юсьвенском районе Коми-Пермяцкого округа. Многие уральские народы почитали водоплавающих птиц. О которых было немало мифов и легенд.
Фантастические животные
Широко были распространены образы человеколося, утколося, кричащих птиц, ящеров. Каким идеям были посвящены эти образы доподлинно непонятно.
Одни исследователи считали, что к этому причастен тотемизм. Другие относили к шаманским культам, реинкарнации, мистифицированным формам сознания.
Сэнмурвы
Иранские торговцы привозили на север драгоценную посуду. На которой были изображены животные, люди. Местным мастерам нравились некоторые изображения, они их копировали.
Сэнмурв (Симург) древнеиранское божество, покровительствующее урожаю, растениям. В Иране его олицетворял крылатый пёс. В пермском зверином стиле — птица с головой хищного зверя с широко раскрытой пастью.
Техника изображений объёмное литьё. Фантастическая птица, представляющая собой трубочку. Которую крепили к одежде при помощи ремешка.
Также выполняли в виде пронизок с изображением хищной птицы, клюющей медведей. Либо просто лосиные головы. В эпоху великого переселения народов в 5-6 веке нашей эры.
На территорию Прикамья проникали степные племена. Вероятно с этим связаны сцены борьбы между животными. Или другой вариант — столкновение между родами.
Утколоси
Были редкими изображениями и представляли собой пронизки с изображением водоплавающей птицы с головой лося. Птица и лось были особо почитаемы. Такие обереги, амулеты имели большую силу.
Ящеры
Являлись сложными композициями. С удлиненным туловищем, раскрытой пастью, выступающими клыками, короткими лапами с когтями. Иногда был рог.
В изображениях просматривались черты бобров, щук, ящериц. Ящером считали представителя нижнего мира. Каждый вечер он заглатывал солнце и уносил с собой в подземный мир.
Кони
Излюбленный мотив пермского звериного стиля — лошади. Изображались на плоских подвесках, объёмных пронизках. Встречались сдвоенные лошадиные головы, смотрящие в разные стороны.
Позднее стали появляться полые пронизки, шумящие подвески — популярные украшения в Прикамье. Мотив со сдвоенной конской головой носил магический смысл.
Образ коня связывали с богиней природы (матерью всего сущного), солнцем. Являлся символом плодородия, благоденствия, счастья. Относили чаще к женским украшениям.
Соболи
Пушнина у Прикамских народов являлась дорогим и основным товаром. Пушных зверей по этой причине особо почитали. Перед началом промысла всегда делали приношение.
Хищные птицы
Расцвет Пермского звериного стиля приходился на 6-9 век нашей эры. Образы птицы получили широкое распространение. Изображения были с одной, двумя, тремя головами.
На груди птицы — фигурка человека, человеческое лицо. Древние уральцы считали птиц посредниками между царствами живых и мёртвых. Вестниками богов, символами небесных светил. Прототипами были орёл, сова.
Лоси (олени)
Красивый и могучий обитатель тайги был почитаем на Урале. Изображения лосей встречались в виде человеколосей на многофигурных бляхах.
Лосиные головы в верхних частях образовывали свод. Для Пермского звериного стиля изображения лося не были характерны.
На могильнике в Пермском крае были найдены ажурные накладки полуовальной формы, наконечник ремня с изображением фигурок оленей с большими рогами.
Многофигурные бляхи
Сложные композиции состояли из фигурок птиц, людей, животных, фантастических существ — ящеров, человеколосей. Олицетворяли собой устройство вселенной.
Небесный свод — лосиные головы. Подземный, нижний мир — ящеры. Исследователи считают, что существовала связь между бляхами и манипуляциями шаманов.
Я заглянула только для одного мне задали написать сообщение на тему пермский звериный стиль