Первая синагога в Российской Империи была построена в 1870 году в Москве, а уже через семь лет в 1877 году и у пермских иудеев появился свой молитвенный дом.
История еврейской диаспоры в Перми
До 18 века иудеев в Россию пускали лишь на некоторое время — это были в основном представители еврейского купечества. Жить на территории страны евреи не могли. Даже реформатор Петр I не изменил этого правила, а ведь он привез в Россию много иностранных специалистов.
И только в 18 веке после раздела Польши евреи вошли в число подданных Российской империи, поселившись в зоне оседлости.
В Перми первые ссыльные иудеи появились в 1813 году, а с 1835 года в Пермь этапировали ортодоксальных «жидовствующих» евреев, которые не признавали Христа и отрицали иконы.
Чтобы дать возможность иудеям ассимилировать на Урале, Николай второй в 1827 году повелел активно призывать их на военную службу. Отслужившие в армии евреи могли селиться вне зон оседлости.
Большинство иудеев проходило обряд крещения, но впоследствии они возвращались к своей исконной вере.
Уже в 1863 году в Перми насчитывалось около 200 евреев, которые исповедовали иудаизм. У них был свой раввин, получавший казенное жалованье.
К концу 19 века еврейская диаспора насчитывала более тысячи человек, среди которых были интеллигентные люди: врачи и аптекари, успешные предприниматели, банкиры и ремесленники.
Пермская синагога
В 60-х годах 19 века на Екатерининской улице, 116 было начато строительство первого молельного деревянного дома. В 1908 году на углу Вознесенской и Кунгурской улиц появился второй молельный дом, который был снесен во время реконструкции Комсомольского проспекта (быв. Кунгурская улица).
Уже в 1912 на рассмотрение в Пермскую городскую управу было предложено два проекта новой каменной синагоги вместо деревянной постройки на Екатерининской улице, дом 116.
Архитектором нового здания стал руководитель чертежно-проектного бюро Василий Ефимович Гладких (1879 г.р.). Проект молодого специалиста удачно вписался в облик города.
Каменная синагога была построена в кратчайшие сроки, и уже в 1913 году она распахнула свои двери для первых прихожан.
Высокое двухэтажное здание имело значительное удлинение вглубь квартала, а на улицу «смотрел» фасад в антично-неаполитанском стиле с двумя симметричными ризалитами и широкими оконными проемами.
Ранее на крыше были установлены два купола, которые не сохранились до наших дней, а сам фасад не претерпел значительных изменений.
Советская власть упраздняла все религиозные организации в стране, не обошла эта участь стороной и еврейский храм. В 1929 году синагога была ликвидирована, а в ее помещении разместился театр рабочей молодежи (сокращенно ТРАМ), который в 1931 году переехал в Свердловск.
Некоторое время здесь находился Энергосбыт. А до 1994 года — Уральское отделение Российской Академии Наук (до 1991 года — отделение АН СССР). Иудейский храм был возвращен верующим только в 1994 году.
Синагога сегодня
Сейчас здание является памятником архитектуры регионального значения. Главный раввин синагоги и всего Пермского края — Шмуэль Корень регулярно проводит занятия с верующими. В храме проходят ежедневные чтения Торы.
Дополнительная информация: Тора или «Моисеево пятикнижие» — главный предмет иудейского религиозного культа, еврейская Библия, которую почитают все приверженцы этой веры.
В Синагоге работает детский сад и воскресная школа, проводятся праздничные мероприятия для членов общины, существует библиотека и есть свой архив.
И по сей день синагога на Екатерининской улице, дом 116 остается центром социально-культурной и религиозной жизни еврейской общины Перми и Пермского края.
Я родилась в Перми в1944г.,моя мама и бабушка тоже. Прабабушка умерла в94 года в 69г. В Перми до революции была еврейская община ,по фотографиям видно ,что это были не бедные люди .Бабушкин старший брат кончил Казанский университет, он был профессором, на все еврейские праздники семья собиралась у прадедушки и прабабушки. У них было 8 детей, 6 умерли где то после 80. Название праздников я знала ,еду тоже как правила готовила моя бабушка, ну и конечно я тоже училась. Но что обозначали эти праздники ни кто не объяснял. Все это я узнала ,приехав жить в Израиль. Здесь у меня родились 4 внука, от моего сына. Невестка еврейка с Украины, мой муж то же еврей. Живу я здесь 30 лет. Фамилия моего прадеда Голшмид.