В Пермском крае находится кладбище паровозов – одно из самых необычных мест России. И пусть оно не связано со сверхъестественными событиями, тайн ему не занимать.
Путешественники приезжают сюда, чтобы посетить настоящий железнодорожный «музей» и увидеть старые заброшенные локомотивы.
Как появилась база?
Кладбищем старых паровозов называют железнодорожный тупик, который находится рядом со станцией Шумково Пермского края. Сюда свозят поезда, которые уже отслужили свой срок или перешли в нерабочее состояние.
Изначально не было планов, чтобы база стала туристическим объектом, тем более находится она вдали от центра. Однако любители заброшек открыли для себя этот объект, и кладбище паровозов стало почти что культовым местом.
Сюда добираются ради интересных прогулок, атмосферных фотографий и истории. На большинство поездов можно подняться, посмотреть составы, кабины машинистов. Многие детали по-прежнему сохранились.
История базы
В Шумково существовала крупный ремонтный пункт и база технического обслуживания локомотивов. Ежегодно сюда свозили поезда, ремонтировали, а затем вновь ставили на рельсы. Постепенно изношенной техники становилось всё больше, и возникла база.
Однако первоначально тупик для паровозов находился в Кунгуре. Он был больше и лучше охранялся. В 1967 году их перевезли в Шумково.
Паровозы сохранились, а не были утилизированы, не просто так. Советское правительство разработало план: если начнётся ядерная война, электровозы станут неэффективны, но оно сможет использовать паровозы – они двигаются без электричества, за счёт топлива.
До перестройки за ними присматривали, их обслуживали: чистили от грязи, смазывали и т.д. Это был хорошо охраняемый секретный объект.
Но вот холодная война стала ослабевать, угроза спала, а в самом государстве начались перемены. План перестал быть значимым, следить за паровозами перестали, хотя так и не убрали их.
И вот уже несколько лет они стоят, медленно сдаются природе, а пока заманивают к себе туристов со всего Пермского края и соседних регионов.
Сейчас на базе около 20 паровозов и много более современных тепловозов и электричек. Общее количество «экспонатов» составляет почти 200 объектов. Сначала паровозов было около 140, но многие из них продали в другие страны или передали музеям, что-то утилизировали.
Спасо-Барда
Приятный бонус во время путешествия – возможность исследовать окрестное село. На противоположном берегу находится село Спасо-Барда, основанное ещё в 1675 году.
В нём живёт всего 400 человек, однако оно известно храмом Спаса Нерукотворного Образа. Каменное здание было построено в 1850-е года.
Легенда гласит, что рыбаки выловили из воды икону и передали её церкви. Для жителей это было настоящим чудом, и их поселение стало называться Спасским, а затем превратилось в Спасо-Барда.
Паровозы
В Шумково кладбище паровозов представляет собой «склад» под открытым небом, где собраны огромные локомотивы, которые ходили по железным дорогам в 1930-1950-х годах.
А на пути к ним можно найти железнодорожную стрелку, с помощью которой раньше вручную регулировали движение. Она старинная, но до сих пор держится в рабочем состоянии.
Паровоз Л
Сейчас на кладбище остались только локомотивы типа Л – советские грузовые поезда, названные в честь Л. Лебедянского. Они появились в 1940-е и выпускались до 1955 года. Такие паровозы стали лучшими из образцов своего времени. Они обслуживали железные дороги по всей стране.
Примечательная особенность – наличие звезды с барельефом В. Ленина и И. Сталина. Однако после начала кампании по разоблачению культа личности эти звёзды были сняты. В России увидеть барельефы можно увидеть только на памятниках в Барнауле и Камне-на-Оби.
Паровозы ФД
Ещё недавно в тупике были поезда Феликс Дзержинский (сокращённо – ФД). Точной информации об их судьбе нет. Вероятно, их продали в Китай, однако цель не уточняется. На металлолом или для развития исторического туризма – вопрос остаётся неизвестным.
Паровоз ЭР
Когда-то на базе были более старые поезда: венгерские, 1936 года выпуска. Однако последний из них выкупил музей Верхней Пышмы. Теперь о нём заботятся, а все желающие могут увидеть его в УГМК «Боевой славе Урала».
Судьба поездов
Старая техника представляет огромный интерес и для историков, и для музейных сотрудников, и для частных коллекционеров-любителей. Пусть в мире есть нескольких настоящих «кладбищ», на самом деле она пользуется большой популярностью и, как правило, не стоит под открытым небом, без ухода и внимания.
Локомотивы часто выкупают музеи и делают частью экспозиции. Российские железные дороги ставят их рядом с крупными или историческими станциями. Если техника находится в плохом состоянии, её сначала реконструируют. Так как она не должна двигаться, то обычно достаточно замены основных элементов.
Хотя до сих пор паровозы могут использоваться по назначению. Так, у Рижского вокзала есть музей с экспозицией, посвящённой РЖД. После осмотра можно проехать станцию в вагоне.
Что происходит с вагонами
Если вагон подлежит списанию: по сроку или при наличии крупных дефектов – его отправляют на разделку. Проходит она на заводах или специальных площадках и только с использованием оборудования особого назначения.
Одни части крепятся заклёпками и потому снимаются легко. Другие приходится пилить или разрезать. Вагон делят, а затем отправляют: одни детали – на лом, другие – в качестве запчастей. Каждый дефектный элемент должен быть помечен, чтобы никто не использовал им повторно.
После технической разделки номер вагона удаляют из базы, а каждый элемент добавляют, как списанный. В соответствии с нормативом их отправляют на хранение.
Кладбища локомотивов в мире
База в Пермском крае – не единственная в России. По всему миру такие кладбища хорошо известны и привлекают любопытных путешественников из разных стран.
- Нердлинген, Германия. Железнодорожная ветка работала более ста лет, но с приходом новой эпохи паровозы стали ненужными и скопились в депо. Однако немцы не оставили их. Большинство экземпляров были восстановлены и переданы в музеи. Рядом с базой есть мастерские, и многие детали ничуть не изменились со временем.
- Уюни, Боливия. На высоте 3 650 метров над уровнем моря, на месте высохшего озера, находится ещё одно кладбище. Поезда были списаны ещё в 1950-х, однако за счёт сухого климата они практически не изменились.
- Нью-Джерси, США. Здесь всего два объекта – локомотивы 1850-х годов. Их особенность в том, что они находятся под водой. Получилось это случайно: баржа перевозила паровозы, но её настиг шторм, и их пришлось сбросить в воду, чтобы спастись.
Как добраться
Рядом с тупиком много гуляющих, так как место очень атмосферное, а добраться до него несложно даже на общественном транспорте. Необходимо сесть на электричку Пермь-Шаля и проехать до остановки «Школьная» — это село Спасо-Барда, Кишертский район. Далее пешком.
Для путешествующих на машине есть два способа:
- Со стороны Спасо-Барда. Поворот направо у моста за селом. Двигайтесь прямо по путям, проезжайте ворота и держитесь кромки леса. От дороги отделяет расстояние не более 4-х километров, и проехать его можно на любом автомобиле.
- Со стороны деревни Киселёво. Проехав её, поворачивайте направо. Переезжайте мост и двигайтесь по краю леса. Река должна течь слева. На машине для поездок в труднодоступных местах можно добраться до первого состава.
Также от Киселёво можно пройтись пешком. До поля с составами отделяет всего 3 километра.
Кладбище паровозов в Шумково Пермского края – уникальный объект. Это база, на который хранятся списанные поезда, вагоны и техника. Помимо современных моделей здесь есть уникальные экземпляры середины XX века.
Старинные паровозы сейчас представлены только типом Л. Численность объектов постоянно сокращается, а вот количество путешественников, мечтающих увидеть заброшенные поезда, стоящие посреди поля, только увеличивается.