В Перми кондукторов заменят валидаторами по примеру Москвы. Об этом трубят все местные СМИ. Собираются установить валидаторы для оплаты проезда.
В Москве уже несколько лет в общественном транспорте оплата проезда совершается, когда пассажир входит внутрь. Прикладывает к валидатору специальную карточку (билет), с которой списываются средства.
А как в советские времена происходила оплата проезда. Вернемся на несколько лет назад и вспомним, что было тогда.
Касса в общественном транспорте
В далёком 1958 году впервые появилась бескондукторная система. Поставили кассы и считали, что лучшим контролёром является честность пассажира.
Честный человек в специальное отверстие кассы опускал монету определенного номинала и отрывал билетик. Эта система оказалась несовершенной.
Никто не контролировал, монету какого номинала опустил в кассу пассажир. К тому же он мог отмотать несколько билетов. На линиях работали контролеры, которые со временем появлялись всё реже и реже.
Компостер в общественном транспорте
В 70-е года стали появляться компостеры. Пассажир предварительно приобретал в Союзпечати или у водителя книжечку с билетами. Отрывал требуемое количество билетов и пробивал их на компостере.
Принцип действия которого очень прост — в прорезь вставлялся билетик. Нажимался рычаг и вуаля, проезд оплачен. У каждого компостера была своя определённая комбинация дырочек. Также ходили контролеры и сравнивали дырочки на билетах).
Никакой контроль за оплатой проезда не помогал. Выручка от продажи билетиков стала резко снижаться после появления таких касс и компостеров.
В девяностых годах в общественном транспорте снова появились кондукторы и выручка возросла. Бескондукторная система просуществовала несколько десятков лет.
В Москве
В Москве в прошлом году стали убирать турникеты. Которые в час пик реально усложняли вход пассажиров. Можно было наблюдать такую картину.
Когда подъезжал автобус, заходить можно было только в переднюю дверь. Выходить во все остальные. Вся толпа на остановке дружно ломилась в переднюю дверь, чтобы успеть занять сидячие места.
Всё равно были зайцы, которые внаглую пролазили под этим турникетом и проходили дальше в салон. После того, как турникеты убрали, стало намного удобнее.
Транспортная карта «Тройка»
Заходить можно было в любую дверь и оплачивать проезд, прикладывая карту к валидатору. Можно пользоваться специальной картой «Тройка». Закинули средства на баланс раз в месяц и не заморачиваетесь.
Можно ездить как в метро, так и на наземном транспорте. Если поехали с пересадкой, например, метро/автобус или наоборот, то действовал льготный тариф 90 минут.
Можно пополнять удалённо, не выходя из дома. Чтобы «записать» поездки на карточку необходимо спуститься в метро к жёлтому информационному терминалу.
Контролёры также ходили и ходят со специальным прибором, который определяет, когда пассажир в последний раз пользовался карточкой.
Также там высвечивается номер автобуса/трамвая/троллейбуса, в котором прикладывалась карточка/билет к валидатору.
Пермские автобусы
Как это будет реализовано в Пермском общественном транспорте, пока не понятно. И что станет, когда в Перми кондукторов заменят валидаторами, также не известно. Перейдут в контролеры?