Скоро Пермский академический Театр-Театр будет праздновать столетие со дня основания. Целью его открытия было создание особого сценического пространства, в котором найдут место все театральные формы.
Намерение оказалось успешным, и сейчас театр не только играет ключевую роль в культуре края, но и уверенно конкурирует с труппами Москвы и другими государственными театрами.
С 1920-х – до наших дней
В Театр-Театр Пермь ходит от мала до велика: и среди школьников, и среди старшего поколения постановки пользуются неизменным успехом. И эта любовь зародилась ещё в первые дни после открытия.
Он был основан в 1927 году и стал известен как ТРАМ – театр рабочей молодёжи. Создание было инициативой местной молодёжи, которая хотела вдохнуть в искусство новую жизнь и показать альтернативу традиционному понимаю театрального мастерства.
Первым был поставлен «Броненосец Потёмкин» под руководством руководителя Бориса Никитина. По записям очевидцев в зале не осталось свободных мест, а премьера закончилась бурным успехом.
Первоначально студия располагалась Сибирской улице, где сейчас находится библиотека им. Кузьмина. Затем в здании синагоги на Большевистской, а в 1948 году она переехала на Екатерининскую, где оставалась ещё 40 лет.
Интересно! Пермский драмтеатр не всегда был «пермским». Актёры за 1930-е годы поработали и в Свердловске, и в Кизеле, и в других районах края. Домой они вернулись только в 1938 году после образования Пермской области.
Вдохновлённая молодёжь усиленно развивала своё «детище», и численность спектаклей доходила до 25 в месяц, а премьеры гремели ежемесячно.
Она творила под слоганом «Мы наш, мы новый мир построим» и не оставила театр даже в зрелом возрасте. По мере взросления работников театра изменилась и культурная атмосфера, царившая в нём.
В 1934 году зрителям был представлен спектакль «Слуга двух господ» венецианского драматурга. Это уже был настоящий «театр», который пусть и отличался от первоначального замысла ТРАМ, но был его логичным и естественным продолжением.
После окончания Великой Отечественной войны во главе встал Александр Михайлов – заслуженный деятель искусства. Благодаря ему к труппе присоединились несколько известных советских актёров. Так, Марк Захаров проработал в Перми 4 года – с 1955 по 1959, а Георгий Бурков – 10 лет, с 1955 по 1965 год.
О Михайлове актёры Пермского академического театра отзываются с теплотой даже спустя десятилетия. О нём они вспоминают, как о настоящем учителе. Сами жители Перми отмечают, что в этот период появился настоящий «театр» и приобрёл собственную манеру игры.
Большой шаг был сделан в 1967 году, когда к руководству пришёл Иван Бобылёв. Он сформировал профессиональную труппу. Современники отмечали живую и эмоциональную игру актёров, а спектакли называли философскими и глубокими.
Именно во время Бобылева, в 1982 году, театр переехал в новое здание, где остался уже до наших дней. Каждый получил отдельную гримёрку, а сам театр приобрёл две сцены – большую и малую.
Актёры вспоминают, что им было сложно привыкнуть к большой сцене, и Бобылёву частенько приходилось кричать, чтобы они говорили громче.
Театр Бобылёва был проникнут духом академизма. Он не был типичным провинциальным образованием. Художественный руководитель стал настоящим «прорывом» для Пермского театра.
О нём услышали по всей России и отзывались так: «Современный, выразительный, взрывной». О спектаклях регулярно говорили и писали. Особого внимания заслужили «Царь Фёдор Иоаннович» и «Продавец дождя».
Современная история
В 2004 году художественным руководителем стал Борис Мильграм, и с его приходом начался новый, современный этап развития.
Он стал настоящим новатором, благодаря его идеям изменились и декорации, и репертуар, и подача. Труппа вступил в фазу подъёма, и начавшееся сотрудничество с зарубежными актёрами только способствовало этому.
Музыкальность – вот главная перемена, которую осуществил Мильграм. Уже на первом спектакле актёры запели, и «Владимирская площадь» стала настоящим удивлением для зрителей.
Мильграм хотел, чтобы театр научил публику воспринимать все художественные ценности, и шёл к этому через комбинацию различных форм деятельности.
Руководитель считал, что хороший театр должен иметь все современные технические возможности и хорошее финансирование. Благодаря его стараниям в 2005 году здание было отреставрировано. Укрепили плитку, обновили окна, изменили малый зал.
Не менее трепетное отношение Мильграм выражал к актёрам. Он был уверен, что не существует плохих актёров, есть только плохое отношение к ним. В труппе установилась по-настоящему семейная атмосфера.
Пермский театр драмы быстро развивался, ему стало тесно в пределах своего названия из-за многообразия жанр и форм, которые он представлял. Он перестал быть драмтеатром и приобрёл современное звание Пермского академического Театра-Театра. Однако чаще всего его называют сокращённо «Тэ-Тэ».
За последние два десятилетия Пермскому театру драмы присудили множество культурных и творческих премий. На его территории проводятся различные культурные фестивали: «Большая перемена», «Пространство режиссуры» и др.
Особого внимания заслуживает «Сцена молот» — это площадка для реализации смелых замыслов молодых художников, музыкантов, продюсеров, где проводят экспериментальные поставки. Также в фойе и зрительном зале устраивают презентации, лектории, арт-вечеринки, деловые встречи и т.д.
Сегодня театр предлагает своим зрителям современное прочтение классики и русские мюзиклы. Драматические спектакли мирно соседствуют с музыкальными. На сцене представлены и драма, и мюзиклы, и балет, и музыкальные концерты, и театр теней. Театр стремится к открытию новых страниц и старается постоянно удивлять зрителей.
«Наши планы мощные, а артисты готовы к эксперименту» — так отзывается Борис Мильграм о Театре-Театре, и под этими словами идёт вся современная деятельность.
О театре
Внутри есть две сцены:
- Большая, на которой ставят спектакли в соответствии с традициями академизма, и одновременно проводятся эксперименты с классикой.
- Малая, также известная как «Сцена молот» — место для современных постановок и показов документального театра на основе принципа мультикультурности.
В период с 1927 по 1990-е в было поставлено более 460 спектаклей. Некоторые из них были удостоены дипломом фестивалей российского и международного уровня: «Доходное место», «На дне», «Три сестры», «Танго».
В современном репертуаре неизменно остаются «Бесприданница», «Доктор Живаго», «Владимирская площадь» и «Квадратура круга».
Обратите внимание! На сцене молот в рамках нового эксперимента запланирована премьера «Лесной биржи», где детям от 6 лет будет рассказано о финансах на простом языке. В 2021 году театр представит несколько премьер, рассчитанных на разные возрастные группы и с разной целью передачи информации.
Художественным руководителем по-прежнему является Борис Мильграм. В труппу входит 59 актёров. Из них 2 народных артиста и 6 заслуженных артистов России. Общее количество сотрудников составляет большее 300 человек: композиторы, музыканты и др.
Театр-Театр, находящийся по адресу г. Пермь, ул. Ленина, 53 имеет почти вековую историю, и за это время он сделал несколько решительных шагов вперёд.
На сегодняшний день это театр, который знают не только в России, но и в Европе. Настоящее «государство», в котором на двух сценах помимо классики и мюзиклов показывают экспериментальные постановку и есть собственный оркестр, театр теней и балет.
Театр-Театр на карте
Отзывы
Старые фото
Ниже представлены архивные фотографии разных эпох, начиная со строительства здания, где сейчас располагается современный Театр-Театр. Здание относится к памятникам архитектуры регионального значения.