Завод Шпагина в Перми находится в Ленинском районе по адресу — улица Советская, 1Б. Во всем городе в былые времена был известен мотовозоремонтный завод.
История
Он же бывшие железнодорожные мастерские и завод имени Шпагина. Уже мало, кто знает, что одно из зданий по старому адресу — Советская (Торговая), 1, самое старинное в городе. Ему более двухсот лет.
За многие десятилетия его внутренний и внешний вид пережил многочисленные изменения. Двухэтажное здание было построено ещё в далеком 1795 году, вблизи дома губернатора.
Из наместнического дворца сюда были переведены городской магистрат (управа), Пермская городская дума, ремесленная управа. В этом здании они располагались более семидесяти лет.
В 1864 году были перевезены в здание Смышляева на углу Коммунистической (Петропавловская) и Карла Маркса (Сибирская). В 1866 в здании на Торговой 1 был произведен небольшой ремонт.
Дягилевы
Сюда переехало убежище бедных детей. В 1884 провели капитальный ремонт здания и разместили управление уездного воинского начальника. В 1890-х начальником управления был Дягилев Павел Павлович.
Отец великого импресарио, знаменитого художественного и театрального деятеля, Сергея Дягилева. Позднее Дягилевы уехали в Петербург. Начальником управления стал Аврамов Николай Васильевич.
Он назвал здание мрачным, по его приказу организация переехала на Обвинскую (25-го Октября), 34. В 1885 был открыт офицерский клуб, который остался в здании.
В нём устраивали концерты с духовым оркестром, имелись свои композиторы. В нотных магазинах города можно было приобрести ноты Дыхова Александра Ивановича.
Поручика четвертой роты Ирбитского резервного батальона. Он сочинял, романсы, вальсы, марши. В 1876 году началось строительство Уральской Горнозаводской железной дороги.
Железнодорожные мастерские
Ныне жд участок между станциями Пермь 1 и Пермь 2 бездействует. Возле Перми 1 соорудили главные железнодорожные мастерские. В которых трудилось более шестисот рабочих.
В 1878 случился большой пожар, в ликвидации которого участвовали как пожарные, так и рабочие. Близстоящие здания удалось спасти. Но мастерские пострадали настолько, что от них остались лишь обезображенные кирпичные стены.
Позднее построили новые корпуса, старые восстановили. Предприятие считалось хорошо оснащенным. Занимавшим лидирующие позиции в хозяйстве Уральской железной дороги.
Мотовозоремонтный завод стал носить имя А.А. Шпагина. В память которого в 1957 году на здании управления повесили мраморную доску. В 1979 году появилась ещё одна памятная доска.
«В главных железнодорожных мастерских в 1880-1881 гг. работал табельщиком писатель Владимир Галактионович Короленко«.
Шпагин
Шпагин Алексей Алексеевич появился на свет в октябре 1879 года в бедной семье крестьянина в Нижегородской губернии. В начале двадцатого века приехал на Урал, в Пермь.
Работал строгальщиком в главных железнодорожных мастерских. Получил здесь признание и был уважаемым человеком. Имел партийную кличку «Кувалда».
В 1911 Шпагин уехал в Париж, где прожил несколько лет. Потом снова вернулся в Пермь в качестве комиссара на железнодорожных мастерских. В 1923 был переведен в Уральскую областную контрольную комиссию.
В 1937 был вместе с супругой репрессирован и скончался. В 1956 Шпагин был реабилитирован.
Мотовозоремонтному заводу возвратили прежнее имя, присвоенное ранее.
Современные реалии
2018 год стал последним в истории действующего завода. Все работники были уволены. На освободившуюся территорию решили свезти культурные учреждения города.
Тогда же возникло решение о закрытии жд участка Пермь 1 — Пермь 2. На просторах можно найти видеообращение работников завода к президенту страны.
Завод Шпагина как таковой исчез и вместо него теперь социокультурное пространство имени Шпагина. Здесь проводятся различные культурные мероприятия.