Павел Бажов – самый известный писатель родом с Урала. В его творчестве нашли отражение местные легенды и верования, а сказочные события удивительным образом соединились с бытом реальных людей. Он не только писал об Урале – он родился там, жил и любил всей душой.
Детские и юношеские годы
Будущий автор родился в 1879 году, в Свердловской области, в семье рабочих. Отец страдал от пристрастия к алкоголю, поэтому денег часто не хватало. Когда мальчику было 13 лет, их настигло несчастье – большая часть дома сгорела. Семья продала оставшиеся строения и переехала в Екатеринбург.
Интересно! В 1980-х здание было восстановлено, в нём открылся дом-музей писателя.
В городе мальчик поступил в духовное училище, но затем его отправили учиться в Пермь, где оплата была меньше. Однако возможность получить духовный сан не привлекала Бажова, и он остановился на карьере учителя.
Получить высшее образование из-за финансовых трудностей он не смог, но на работу в сельскую школу талантливого юношу приняли с удовольствием.
Учитель и революционер
Всего через несколько месяцев Павла рекомендовали на должность в духовное училище Екатеринбурга, куда он сперва поступил. На уроках молодой учитель пользовался огромной любовью учеников. С 1911 года вместе с семьёй он жил в Камышлове – городе Пермской губернии.
В свободное время он путешествовал по уральским деревням, что дало ему хорошую базу, впоследствии ставшую основой для многих сказов Бажова.
Писатель также известен своей революционной деятельностью. Сначала он вступил в партию эсеров, затем присоединился к большевикам и вместе с ними встретил Октябрьскую революцию. Его избрали в Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов города.
В течение нескольких лет осуществлял пропаганду советской власти, работая не только по России, но и Казахстану. Активно писал статьи, выпустил брошюру.
Павел участвовал в Гражданской войне на стороне Красной армии, сотрудничал с партизанами, вёл политические лекции для бойцов.
Интересно! Из-за доносов писателя дважды исключали из партии, но оба раза он был восстановлен.
Творческий путь
Только в 1921 году деятель вернулся в Камышлов. С 1923 по 1931 работал в областной газете. Параллельно он много путешествовал по деревням, заводам, собирая истории местных жителей, предания и басни.
Здесь он большее внимание начал уделять писательской работе. Он собирал фольклорные записи, писал работы по истории края. В 1924 году вышла книга «Уральские были». Только спустя 12 лет начали публиковаться сказы Бажова – первой стала «Девка Азовка».
Настоящую популярность автору принесла «Малахитовая шкатулка». В некоторых сказах повествование идёт от лица дедушки, у которого был реальный прототип – складской сторож. Сборник опубликовали в 1939 году в Свердловске, он был удостоен Сталинской премии.
Образ Хозяйки Медной горы, бывший олицетворением Урала, стал необычайно популярен. Смешение речи рабочих, их быта и сказочных мотивов, чуда были до того удивительны, что покорили не только регион – весь СССР.
Вскоре вышла повесть «Зелёная кобылка», которая рассказывала о подростке – во многом она стала автобиографической. Уже в 1960-х по её мотивам сняли приключенческий фильм.
Последние годы
Даже в годы Великой Отечественной войны Бажов продолжал деятельность. Он ездил в дальние посёлки и тщательно собирал истории и сказания, изучая жизнь рабочих и мастеров. Вместе с ним он работал редактором, много писал.
Интересно! Произведения Бажова не раз ложились в основу фильмов. «Каменный цветок», вышедший на экраны в 1946 году, стал одной из первых цветных картин. Часто появлялись рисованные или кукольные фильмы, рассчитанные на детскую аудиторию.
Власть высоко ценила творчество и деятельность Бажова Его приняли в Верховный совет СССР. На должности депутата он боролся за права рабочих, способствовал электрификации колхозов. Также он был главой Свердловского отделения Союза писателей.
Скончался писатель в 1950-м году в Москве, но был похоронен в Екатеринбурге. Так велел сам Бажов – он говорил, что нет ничего лучше Урала, и жить и умирать он хочет там.
Персонажи
Каждый сказочный персонаж стал у автора воплощением могущественной природы.
- Хозяйка Медной горы имеет схожие черты с богиней Венерой, но по происхождению она является духом местности.
- Великий полоз (змей) появился из сказаний хантов, манси и примет, существовавших у горных рабочих.
- Бабка Синюшка стала воплощением болотного газа, прозванного в народе «синюшкой».
- Огневушка появилась благодаря божеству манси Золотая Баба.
- Серебряное копытце указывает на горное богатство уральской земли.
При этом Бажов неоднократно обращался к историческим документам, но если появлялось разногласие, он всегда делал выбор в пользу народа.
В его произведениях казачий атаман Ермак является выходцем с Урала, хотя источники не подтверждают это в полной мере, а месторождение асбеста открывается девушка-крепостная.
В память о Бажове
Смерть писателя стала настоящей потерей для искусства не только Урала, но и всего СССР. На могиле в память о его деятельности и творчестве был установлен пятиметровый памятник в окружении цветника.
- В Москве действует светомузыкальный фонтан «Каменный цветок».
- В Златоусте находится парк имени Бажова.
- Монументы установлены в Екатеринбурге и нескольких уральских городах.
- Улицы имени Бажова есть в Москве, Челябинске, Иркутске и др., на Украине и в Казахстане.
- Также в Екатеринбурге действует творческий музей писателя, а ещё – в Новосибирской области, где он жил несколько месяцев.
Бажов Павел Петрович был удивительным писателем, который в своём творчестве соединил два разных мотива – рабочий быт и уральские сказки. Столь же удивительной была его история.
Биография Бажова выдалась яркой, полной деяний. Он жил в Свердловской области и Пермском крае, был учителем, редактором, писателем, участвовал в Гражданской войне, вёл пропаганду, был знаком с подпольем. После себя автор оставил большое наследие, которое является ярким отражением Урала.
Видео
Дополнительные источники:
- Бажов,_Павел_Петрович