Сейчас Левшино – микрорайон в составе Орджоникидзевского района Перми с численностью населения двенадцать тысяч человек. Своё название он получил в память о деревне, которая была затоплена при строительстве Камской гидроэлектростанции.
История
Левшино появилось в XVII веке, в устье Чусовой. История возникновения села связана с именем Андрейки Лёвши, который занимался перевозкой через реку.
Возник Лёвшинский перевоз, а затем деревня. Она находилась на месте современной Перми, в затопленном районе Камского водохранилища.
Уже в начале XVIII века Чусовая стала играть важную транспортную роль. Активно развивалась уральская промышленность, по ней перевозили руду, железо, уголь.
«Караваны» останавливались рядом с Левшино для переформирования, что способствовало развитию деревни. Более трёх тысяч человек были заняты в перевозках, перегрузках.
Появились церковь и школа при ней, столовая, торговые, пивные лавки, ночлежный дом. Однако после строительства Горнозаводской железной дороги значение Чусовой стало падать, а вместе с ней – деревни.
К 1920-м годам производства закрылись, численность населения сократилась. Однако уже через десять лет началось строительство Камской ГЭС. Рабочие селились в районе, он стал «оживать».
Интересно! В деревне до начала Великой Отечественной войны работал А.П. Лянгасов – герой Советского союза.
В 1940 году Левшино вошло в состав Перми и перестало существовать как самостоятельная единица.
В 1954-м строительство КамГЭС было закончено. Уровень воды так поднялся, что Левшино пришлось переехать на новое место.
Перенесли всё, что могли: пристань, вокзал, путевые строения, – однако целые кварталы из жилых домов, исторических зданий оказались затоплены.
Так жители стали частью Орджоникидзевского района Перми. В 1950-х началась массовая застройка нового микрорайона.
Расцветала навигация по Каме, а вместе с этим – Левшино, которое обслуживало речной вокзал. Сейчас в микрорайоне строятся новые дома, увеличивается количество дачных участков.
География и инфраструктура
Левшино расположено на берегу Камского водохранилища. На юге он граничит с микрорайоном Домостроительный, на севере и востоке – с частным сектором, состоящим из дачных домов.
Из природных объектов – по территории протекают ручьи Грязный и Банный, в восточной части находится лес. Микрорайон состоит из тринадцати улиц. В нём проживает около двенадцати тысяч человек.
Действуют две школы, детский сад. Есть большое количество магазинов. Расположены одноимённая железнодорожная станция и вокзал (ул. Железнодорожная, 1А). Она появилась при строительстве участка Горнозаводского участка в 1878 году.
Интересно! Планируется запустить познавательную экскурсию по исторической части города на ретро-поезде. Маршрут пройдёт от станции Пермь-II до Левшино.
Достопримечательности
Старое Левшино оказалось затоплено, и вода скрыла старинные дома, купеческие особняки, церковь. Главная потеря – стоянка первобытного человека, обнаруженная археологами в 1934 году.
Новое Левшино строилось в 1950-х, и оно примечательно домами, выполнены в советском архитектурном стиле. На старых постройках остались мемориальные таблички, агитационные щиты.
Рядом с железнодорожной станцией сохранилась советская вывеской «Булочная». Её самой уже нет, но надпись осталась, и это последний подобный объект на территории Перми. Сама станция «Левшино» относится к архитектурным комплексам, появившимся в 1950-х.
На ул. Старикова 14 можно найти памятную табличку, посвященную герою Великой Отечественной войны В.Г. Старикову.
Лесной массив микрорайона относится к Левшинской природной территории. Для местных жителей Левшино – место для летнего отдыха, так как здесь находится большое количество дачных участков.
Как добраться
Через микрорайон проходят городские автобусы:
- №22: Пермский военный институт МВД России (Гайва) — М/р Васильевка.
- №23: Банная гора — деревня Голованово.
- №32: Центральный рынок — М/р Васильевка.
- №77: Станция Лёвшино — ул. Мильчакова.
А также автобусы пригородного сообщения №175 (Пермь – Полазна), 434 (Пермь – Гари), 530 (Пермь – Добрянка)
Интересно! С XIX века до начала 2000-х действовал речной вокзал, который прежде находился на улице Дачной. Водный транспорт перевозил людей до городов и деревень края.
Левшино было важной точкой на пути грузовых судов, проходящих по Чусовой. Однако постепенно судоходство сошло на нет, а при строительстве Камского гидроэлектростанции всю территорию затопили. Под водой оказались жилые дома и исторические объекты.
Деревня переехала южнее, но сохранила своё название. Сейчас это часть Орджоникидзевского района, которая пользуются популярностью среди местных жителей как место для дачного участка.
Видео
На карте
Дополнительные источники
- Лёвшино_(микрорайон)
- Лёвшино_(деревня)
- Эволюция Перми. «Речной дозор»: от мифического перевозчика до порта Лёвшино
- ЛЕВШИНО, МИКРОРАЙОН, ОРДЖОНИКИДЗЕВСКИЙ РАЙОН, ГОРОД ПЕРМЬ
Родился в 1951 году в Новом Лёвшино. Роддом находился на Камгэсе при гор.больнице №20 (потом это МСЧ №6). На Лёвшино стоял автобат воинской части, строившей ж/д мост через Чусовую и ветку до Кизела. Отец военврач, после демобилизации глав. врач гор. больницы №20. Мама учительница, позже директор школы № 41. Семья приехала в Орджоникидзевский район (в Молотов) в 1949 году и прожила здесь до 1964 года. Жили в Новом Лёвшино, в военной части в «лесу» у Адищево, потом на Банной Горе. В 1959 году пошёл в 1 класс школы №45. До этого два года ходил в детсад №95. Помню, что то, что теперь «Пермский картон» назывался ДМЗ. До сих пор помню многих земляков, учителей 41 и 45 школы и одноклассников. Помню дядю Фрола Васькина и его трофейную машину марки «Адлер». И вообще: всё это моя родина. Спасибо за очерк о районе.